Международный научный рецензируемый журнал

Международный научный журнал «Кинема». 2021. №2 (2).

Кадр из фильма «Малыш Кенкен»
Международный научный журнал «Кинема». 2020. №1 (1). Сожержание

«Кинема» начинается с Кино-Глаза

По Пазолини, «кинемы — это не знаки, а силы, движения и изменчивости», которые независимо от желания автора делают присутствие реальности в кинокадре неизбежным элементом кинообраза. В этом подзабытом уже термине актуализируется природная сущность кинематографа как экранного зрелища, им означается та частица «киноречи», что делает её понятной и без слов. Найденное не без труда имя журнала и кино-календарь определили наши дальнейшие действия. Обратившись к первоосновам, мы почти сразу остановились на Дзиге Вертове, который в 1920-х годах пытался с помощью камеры застигнуть «жизнь врасплох», чтобы реальность ожила в кинокадре, и который задолго до Пазолини создал свое «поэтическое кино». Так вполне предсказуемо главной темой первого номера журнала «Кинема» стало творчество автора «Кино-Глаза» (грядущее его 125-летие, поверьте, вовсе не решающий, хотя и весомый аргумент). Магия чисел тем не менее определила то, что первый раздел журнала мы посвящаем 90-летию создания вертовского «Энтузиазма» — одного из первых отечественных звуковых документальных фильмов. Работа над картиной была закончена осенью 1930 года, но в прокат она вышла только в следующем году. «Энтузиазм» вызвал чрезвычайно мощную и совсем не однозначную реакцию, о чём читатели «Кинемы» узнают из публикации впервые представленных в печати нескольких значимых писем Вертова, хранящихся в Российском архиве литературы и искусства (РГАЛИ), а также комментированной републикации статьи одного из самых ярых его оппонентов В. Сутырина. Дополнят реальность 1930-х годов концептуальное исследование американца Р. Бёрда, а также заочная полемика отечественных специалистов. Во втором разделе читатель найдёт статьи и материалы, представляющие малоизученные аспекты жизни и творчества мастера: о стихотворном наследии Дзиги Вертова, природе и истории его взаимоотношений с властью и религией, а также творческом взаимодействии режиссёра Вертова с монтажёром Елизаветой Свиловой — соавтором его фильмов. Кроме того, мы посчитали необходимым и важным детально проанализировать проекции вертовских идей, влияние его творчества на практики других авторов: от его брата и сподвижника Михаила Кауфмана до современных российских и зарубежных документалистов. И, разумеется, мы не могли обойтись без разговора о состоянии фильмографии Вертова, в котором в качестве собеседника выступает Николай Изволов — один из тех, кому мы обязаны возвращением первого фильма Дзиги Вертова «Годовщина революции». Оценке общей картины того, насколько активно «вертовская проблематика» актуальна и заявляет о себе в сфере гуманитарных исследований последнего десятилетия, должна способствовать по нашему замыслу информация в традиционной для научного журнала рубрике «Библиография». К сотрудничеству мы пригласили разных авторов: не только киноведов, но и философов, историков, психологов, не только известных, опытных, но и молодых. Затевая наш вертовский номер именно таким, разнообразным при заявленном единстве темы, мы хотели, выражаясь метафорически, внести свой вклад в выявлении «кинемы Вертова» — тех «сил, движений и изменчивостей», которые формировали творчество Дзиги Вертова при жизни и определяют представление о нём сегодня. Надеюсь, хоть в какой-то мере нам это удалось. 

Редактор номера Александр Пронин, доктор филологических наук, профессор СПбГУ и СПбГИКиТ

В номере

«Невероятный успех и невероятное сопротивление…» 
Письма Дзиги Вертова Е. Свиловой о заграничных показах фильма «Энтузиазм. Симфония Донбасса». Публикация, примечания, комментарий — К. Горячок

Идеи, превращенные в вещи: «Энтузиазм» Дзиги Вертова (1931) 
Роберт Бёрд (США)
Глава неопубликованной книги «Soul Machine: Soviet Film Models Socialism»
Перевод с англ. Я. Подольного  

(Pro et contra)

Энтузиазм индустриальной симфонии человека-машины
Виктор Мазин

«Этот, ну, как его… энтузиазм»
Олег Ковалов

Энтузиазм индустриальной симфонии человека-машины
Виктор Мазин

«Этот, ну, как его… энтузиазм»
Олег Ковалов

Стихи Дзиги Вертова —
диалог с самим собой
Кирилл Горячок

Дзига Вертов: власть на [в] пути человека с киноаппаратом к человеку
Григорий Тульчинский

Целлулоидный иконостас, или «Уже написан Вертов»…
Александр Мусин

Стратегия Кино-Глаза: к вопросу об автономии кино
Дарина Поликарпова

От «Трех обезьянок» до «Трех героинь» «Окрыленная» женщина в творчестве Дзиги Вертова в 30-40-е гг.
Андрей Апостолов

Творческий монтаж: Распределенное познание у Свиловой и Вертова
Карен Перлман, Джон Маккей, Джон Саттон (Австралия, США)
Перевод с англ. Я. Подольного

Михаил Кауфман: в поисках стиля
Владимир Миславский (Украина)

Жан-Люк Годар и (группа) Дзига Вертов
Кирилл Адибеков

Миг невинности. Зигфрид, Вертов и абсолютный фильм
Алексей Медведев

След лезвия: Вертов сегодня
Виктория Белопольская

Николай Изволов: «Полной фильмографии Вертова нет, ее надо восстановить»

Библиография

Хроника научной жизни

In memoria: О Роберте Бёрде (1969 – 2020)
П. Багров

© 2022. Международный научный журнал «Кинема».
Учредитель и издатель —
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения».
Регистрационный номер: ПИ № ФС 77-79012 от 28.08.2020
192102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 22.
kinema.red@gmail.com